Час новостей
Самые горячие события и объективные новости из жизни нашего региона.
Эфир от 17.10.2018

33 года назад в страшной авиакатастрофе в Омске погибли 178 человек

11.10.2017 11:41

В момент трагедии на борту Ту-154 находилось девять членов экипажа, 170 пассажиров, в том числе 24 ребенка.

11 октября 1984 года жители Омска, Новосибирска и других сибирских городов возвращались с моря домой. Вылетевший из Краснодара самолет Ту-154 должен был приземлиться в Омском аэропорту. Полет проходил нормально, и, получив разрешение на посадку, воздушное судно пошло на снижение. Через несколько секунд после приземления оно переломилось на две части, перевернулось и взорвалось. Эта авиакатастрофа стала самой масштабной в истории СССР.

Как позже выяснит следственная группа, состоящая из работников транспортной прокуратуры, МВД и КГБ, трагедия произошла из-за халатности персонала аэропорта и целого ряда нелепых совпадений. Так, из-за нехватки людей в наземных службах руководителю полётов пришлось пренебречь недавним приказом Министерства гражданской авиации о задействовании вспомогательного стартового диспетчерского пункта. Один из диспетчеров смены взял отгул, а заменить его было некем. Но поскольку раньше вполне справлялись без ВСДП, значения этому никто не придал. Вроде как все нужные для организации посадки воздушного судна люди были на посту: в командном диспетчерском пункте дежурили руководитель полётов, диспетчер подхода, диспетчер круга, диспетчер посадки, а в отдельном стартовом диспетчерском пункте у взлётно-посадочной полосы - диспетчер старта.

На улице была настоящая сибирская осень. Мастер аэродромной службы Иван Прохоров решил, что моросящий дождь может ухудшить сцепление шасси самолётов с полосой, и запросил разрешение на выезд сушильных машин на полосу у диспетчера старта Андрея Бородаенко, который ничего на это не ответил. Тишина в радиоэфире не остановила мастера: УАЗ-469 с прицепом, где размещалась необходимая контрольная аппаратура, и ещё два грузовика с десятитонными цистернами керосина и реактивными установками для осушения бетонного покрытия выехали на полосу. Машины не спеша двигались по ВПП, обязательные при проведении работ световые спецприборы были погашены. Проблесковые маячки на машинах никто не включал потому, что при работе ночью от них болят глаза.Территория аэропорта огромна, и выполнение этой инструкции никто никогда не проверял.

На деле всё происходило так: мастер выезжает на полосу с включённым маячком, начинается работа - мигалка гаснет. Если начальник опять включает фонарь, значит, пора отправляться назад. Ещё одно элементарное неписаное правило: если загораются огни вдоль ВПП, нужно срочно освобождать полосу - на посадку заходит самолёт. Но иногда огни включали электрики для каких-то своих нужд. Когда в этот раз огни загорелись в самый разгар работ, мастер подумал, что их проверяют электрики, ведь диспетчер старта не давал команды на освобождение полосы. Никто даже не мог представить, что тот самый диспетчер старта Андрей Бородаенко давно спит. Через секунду после приземления пилоты заметили препятствия на полосе, увернуться в правую сторону не получилось. После столкновения с машинами, наполненными большим количеством керосина, произошел взрыв. Самолет, начав вращение, разрушился на две части, передняя часть фюзеляжа перевернулась на спину, все автотранспортные средства были уничтожены.

Итог катастрофы - погибли 169 пассажиров, 5 стюардесс и 4 человека на земле. Выжили 4 члена экипажа, в том числе командир, и один пассажир.  

Омский областной суд приговорил виновных в катастрофе к разным срокам заключения: руководитель полетов Борис Ишалов и диспетчер старта Андрей Бородаенко были осуждены на 15 лет, диспетчер посадки Василий Огородников - на 13, начальник аэродромной службы Михаил Токарев - на 12 лет общего режима. Виновники трагедии отсидели только половину срока.

3(461).jpg
Огненное зарево от пожара в Омском аэропорту было видно во всех районах города. Многие жители Омска в то утро подумали, что солнце встало не с той стороны.
7(243).jpg
Подробности трагедии были засекречены десятки лет.

Рубрика: Интересно, Происшествия, Общество, Памятные даты, Главное, Транспорт
 
ПОДБОКА
Реклама от YouDo
Феноловый пилинг на Юду.
Цена завивка, подробное описание.