Подвиг пилота, спасшего поселок ценой своей жизни, побудил учредить звание "Герой России"
Мы вам покажем
Омское областное телевидение Обычная версия
Размер шрифта:
Шрифтовая группа:
Цветовая схема:
Новости - Подвиг пилота, спасшего поселок ценой своей жизни, побудил учредить звание "Герой России"
11:37, 20 Марта 2017

Подвиг пилота, спасшего поселок ценой своей жизни, побудил учредить звание "Герой России"

Рубрика: Общество, Главное
Генерал, погибший за штурвалом боевого самолета... В начале 90-х о подвиге Осканова говорили в каждом уголке России, вся страна единодушно признала его национальным героем. Родился Суламбек Осканов в Ингушетии, в селе Плиево, в военное время - 8 января 1943-го. У будущего генерала девять братьев и сестер. Жили скромно. Неприхотливым в быту Осканов оставался всю жизнь, даже когда дослужился до высоких военных чинов. В этом он был похож на великих полководцев. После школы поступил в ремесленное училище в Грозном, жили недалеко от грознинского аэропорта, и юный Суламбек часами мог смотреть на взлетающие и садящиеся самолеты. Именно тогда и поставил перед собой цель стать боевым летчиком и шел к этой цели кратчайшим путем.

- Он всегда работал над собой, учился, получил образование. Он каждый день работал над собой, он побеждал самого себя, он сам себя делал, - говорит премьер-министр Ингушетии Муса Чилиев.

В 19 лет Осканов поступил в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, созданное в 1910 году по повелению императора Николая II. Во время войны 289 качинцев стали Героями Советского Союза. Легендарное училище Суламбек Осканов окончил с отличием, после стал заместителем командира учебной авиационной эскадрильи. Он любил ночные полеты. "Полет в ночном небе, - говорил Осканов, - это чарующая картина Вселенной. Именно там понимаешь, что есть вечность и Божественный мир". Суламбек всю жизнь был очень верующим человеком. Несмотря на высокие военные чины, продолжал учиться и летать, испытывал новую технику.

- Это офицер от Бога. Много есть таких людей, которые достигнув определенных высот, могут просто процессом управлять. Суламбек не из этой среды, у меня много друзей - военных летчиков, которые когда-то были в его подчинении. Это был человек, который сам первым испытывал любой аппарат. Первый, кто начал летать на МиГ-29, МиГ-27, был наш Суламбек. Будучи генералом, он первым испытывал и дальше уже управлял процессом. По этому поступку можно судить о характере человека. Я помню, в то время, когда он разбился в военной среде говорили: "Надо же, генерал, сам на военном самолете", - рассказал Юнус-бек Евкуров, глава Республики Ингушетия.

Как разворачивались события в ту роковую ночь, эксперты восстановили до секунды. В полете у лучшего на тот момент самолета в мире отказало навигационное оборудование. Осканов летел в сложных метеоусловиях - при практически нулевой видимости. Когда самолет вышел из облаков, пилот увидел огни населенного пункта. По правилам он должен был катапультироваться, времени у него оставалось еще две с половиной минуты. Но под его многотонной махиной с полными баками горючего и боекомплектом лежал поселок. Две с половиной минуты... Этого времени оказалось достаточно, чтобы обессмертить свое имя... Осканов все рассчитал точно и выиграл ту самую долю секунды, которая нужна была, чтобы его самолет на скорости в сотни километров в час преодолел еще 50 метров. На этом расстоянии от крайнего дома поселка Осканов и разбился... В жизни он преподал тысячи уроков своим курсантам, но свой главный мастер-класс Суламбек Осканов провел в свои последние две с половиной минуты...