Омич вдохнёт жизнь в "чёрный воронок"
Мы вам покажем
Омское областное телевидение Обычная версия
Размер шрифта:
Шрифтовая группа:
Цветовая схема:
Новости - Омич вдохнёт жизнь в "чёрный воронок"
19:44, 23 Апреля 2019

Омич вдохнёт жизнь в "чёрный воронок"

Рубрика: Общество, Главное, Транспорт
Легенда в гараже. Известный омский реставратор и коллекционер Михаил Засорин возвращает к жизни знаменитую "Эмку" - автомобиль ГАЗ-М1, прозванный в народе "чёрным воронком". Выпускали машину в 30-е - 40-е годы, в основе её конструкции лежит основательно переработанный советскими инженерами "Форд" модели Б. Эмка быстро стала самой популярной легковушкой. Любили её и чекисты, и таксисты, и председатели колхозов - машина обладала очень хорошей проходимостью. А в "люксовом" варианте на ней с удовольствием ездили и партийные бонзы. Активно Эмка использовалась и в Великую Отечественную войну.

- Совсем скоро этот красавец будет ловить восхищённые взгляды на параде ретромашин, а когда-то увидеть именно такое авто советские люди боялись больше всего. Символ мрачной эпохи репрессий и массовых расстрелов, легендарный ГАЗ-М1. Впервые увидел свет в 1936 году. За свою окраску, а главное, страшное назначение в народе быстро получил прозвище "черный ворон" или просто "воронок", - рассказывает корреспондент 12 канала Елена Смирнова.

Другое его зловещее прозвище Черная Маруся - из-за буквы "М" в названии. Впрочем, курсировали "воронки" не только от Лубянки и обратно. Практически первый советский внедорожник, автомобиль высокой проходимости ценили и в армии. Знаменитая Эмка числилась в кортеже Георгия Жукова, а сам Маршал Победы в годы войны ездил на фронт на улучшенной версии. М1 - родоначальник множества модификаций: вездеходов, санитарных машин и даже такси. Возила Чёрная Маруся и офицеров, и даже военных журналистов. Выпускали Эмки в течении десяти лет, с перерывом на четыре военных года. В 1946-м с горьковского конвейера сошёл последний "чёрный воронок", а на смену ему пришла не менее эпохальная "Победа"

- Потом уже пошла "Победа", с 1946 года, которую лично Сталин принимал. Есть даже такой анекдот, или быль, что хотели назвать "Родина" изначально "Победу" ту самую, а он говорит: вы что, хотите Родину продавать?! - рассказал реставратор Михаил Засорин.

Экземпляр, доставшийся реставратору Михаилу Засорину, арестантов на допросы не возил. Судя по остаткам зелёной краски и отметке "ДМБ" на кнопке сигнала, машина прошла войну, а после списания в конце 50-х авто отдали в один из передовых колхозов Колосовского района. На Эмке ездил председатель, затем "воронок" выкупил механизатор. Отбегав своё, машина могла стать металлоломом, если бы о ней не узнал омский реставратор. А ведь такой раритет в Омске - едва ли не единственный.

- Этот автомобиль надо будет сохранить, куда-нибудь выезжать. Вы, наверное, фильм смотрели "По следам чёрной кошки"? Там два автомобиля моих снимались, ездили оперативники, режиссёр изначально просил Эмку, а Эмка уже ушла в другой город. Этот автомобиль, я думаю, мы за пределы Омска никуда не выпустим, - говорит Михаил Засорин.

Жестяные работы закончены, осталось закрепить задний бампер и запаску. После - восстановление салона и покраска. В новой жизни этот "воронок" станет чёрным. Первый выезд в свет намечен на 7 ноября. Ну а личный конвейер омского умельца не остановится: на днях он приобрел ЛуАЗ 1981 года, известный также как "советский Хаммер".